+7 (931)-298-00-03
г. Санкт-Петербург

Песочная терапия

Метод песочной терапии стал известен благодаря глубинной аналитической психологии К.Г. Юнга. Основательницей метода Sandplay (песочной игры) была Дора Кальф, швейцарский психолог.

Дора Кальф жила по соседству с Карлом Юнгом и, став его ученицей, получила аналитическое образование. Таким образом, песочная терапия — это один из методов психотерапии, появившейся в рамках аналитической психологии. Вышеуказанные авторы и другие маститые профессионалы в изучении бессознательного видели основное его отражение в творчестве. Это прямой путь в наш тайный мир: чувств, желаний, фантазий, спрятанных эмоций.
Песочная терапия часто применяется при работе с детьми. На специальном подносе (т.н. «юнгианской песочнице», которая должна быть определенных размеров) разворачивается целый мир ребенка, который он построит сам, выбирая для этого понравившиеся ему фигурки и сооружая различные композиции.
Песочная терапия длится 50 минут, за это время можно делать в песке все что угодно: строить башни, рисовать реки, передвигать и ломать сооружения. Все это динамика психической жизни ребенка и прямое ее отражение в действиях и творческом самовыражении.
В силу возраста малыш не может многое сказать, у него нет такого богатого словарного запаса, как у взрослого, и некоторые чувства еще плохо дифференцированы. Например, ему тягостно, грустно, страшно, но связать это с конкретной причиной ребенок не всегда может. В игре он выразит то, что зачастую не скажет взрослому, то, что не имеет логических связей, но беспокоит его. Он переживет заново ситуацию, «проиграет» свое внутреннее состояние и сможет отпустить его. Кроме ре-переживания травматических ситуаций, метод позволяет раскрыть довербальные переживания, те, что находятся на очень глубинном уровне.

Метод песочной терапии применяется с 5 лет и показан для решения следующих задач:

  • детям с невротическими нарушениями: плохой сон, страхи, повышенная тревожность, энурез;
  • детям, перенесшим кризисную ситуацию;
  • детям, чьи родители недавно развелись;
  • детям, не расположенным рассказывать о себе;
  • детям, чье поведение беспокоит родителей, но они не могут добиться ответа от ребенка, почему он ведет себя так, а не иначе;
  • детям, находящимся в конфликтной ситуации со сверстниками;
  • как профилактика: конфликтности, замкнутости, низкой самооценки, различных эмоциональных трудностей.

Безусловно, песочную терапию может опробовать на себе и взрослый. Он сможет побыть ребенком, на своем примере убедиться в действенности метода, пережить то, что не возможно выразить словами, — в игре.

Почему песочную терапию должен проводить человек, имеющий психоаналитическое или аналитическое образование? Потому что это метод работы с бессознательным. Ведущий, проводящий песочную терапию, должен понимать динамику протекания соответствующих процессов, руководствоваться определенными правилами при ее проведении. Просто игра на синем подносе в песок — это не песочная терапия, это дорогостоящая песочница, которая не принесет желаемых результатов в силу непонимания ведущим того, что он делает.

Метод «игры в песок» можно использовать для решения таких задач, как развитие творческих способностей, коммуникаций ребенка и прочее, но это сознательный уровень, а не бессознательный, и тогда такой метод не может называться песочной терапией, это игра, точно такая же, как и любая психологическая игра, направленная на отработку соответствующего навыка.

Для песочной терапии используется новый, уникальный материал - «Живой песок». Безвредный, безопасный, произведен специально для детей из нетоксичных материалов. Приятен на ощупь. Гигиеничный. В его составе не могут жить микробы и бактерии. Он никогда не остается на руках ребенка, не рассыпается мелкой фракцией по полу, не пачкает одежду. 90% веществ, из которых состоит Живой Песок, используется при производстве косметики. Не содержит частиц тяжелых металлов и других вредных веществ.