+7 (931)-298-00-03
г. Санкт-Петербург
Набережная р. Фонтанки, д.120

Песочная терапия

Метод песочной терапии стал известен благодаря глубинной аналитической психологии К.Г. Юнга. Основательницей метода Sandplay (песочной игры) была Дора Кальф, швейцарский психолог.

Дора Кальф жила по соседству с Карлом Юнгом и, став его ученицей, получила аналитическое образование. Таким образом, песочная терапия — это один из методов психотерапии, появившейся в рамках аналитической психологии. Вышеуказанные авторы и другие маститые профессионалы в изучении бессознательного видели основное его отражение в творчестве. Это прямой путь в наш тайный мир: чувств, желаний, фантазий, спрятанных эмоций.
Песочная терапия часто применяется при работе с детьми. На специальном подносе (т.н. «юнгианской песочнице», которая должна быть определенных размеров) разворачивается целый мир ребенка, который он построит сам, выбирая для этого понравившиеся ему фигурки и сооружая различные композиции.
Песочная терапия длится 50 минут, за это время можно делать в песке все что угодно: строить башни, рисовать реки, передвигать и ломать сооружения. Все это динамика психической жизни ребенка и прямое ее отражение в действиях и творческом самовыражении.
В силу возраста малыш не может многое сказать, у него нет такого богатого словарного запаса, как у взрослого, и некоторые чувства еще плохо дифференцированы. Например, ему тягостно, грустно, страшно, но связать это с конкретной причиной ребенок не всегда может. В игре он выразит то, что зачастую не скажет взрослому, то, что не имеет логических связей, но беспокоит его. Он переживет заново ситуацию, «проиграет» свое внутреннее состояние и сможет отпустить его. Кроме ре-переживания травматических ситуаций, метод позволяет раскрыть довербальные переживания, те, что находятся на очень глубинном уровне.

Метод песочной терапии применяется с 5 лет и показан для решения следующих задач:

  • детям с невротическими нарушениями: плохой сон, страхи, повышенная тревожность, энурез;
  • детям, перенесшим кризисную ситуацию;
  • детям, чьи родители недавно развелись;
  • детям, не расположенным рассказывать о себе;
  • детям, чье поведение беспокоит родителей, но они не могут добиться ответа от ребенка, почему он ведет себя так, а не иначе;
  • детям, находящимся в конфликтной ситуации со сверстниками;
  • как профилактика: конфликтности, замкнутости, низкой самооценки, различных эмоциональных трудностей.

Безусловно, песочную терапию может опробовать на себе и взрослый. Он сможет побыть ребенком, на своем примере убедиться в действенности метода, пережить то, что не возможно выразить словами, — в игре.

Почему песочную терапию должен проводить человек, имеющий психоаналитическое или аналитическое образование? Потому что это метод работы с бессознательным. Ведущий, проводящий песочную терапию, должен понимать динамику протекания соответствующих процессов, руководствоваться определенными правилами при ее проведении. Просто игра на синем подносе в песок — это не песочная терапия, это дорогостоящая песочница, которая не принесет желаемых результатов в силу непонимания ведущим того, что он делает.

Метод «игры в песок» можно использовать для решения таких задач, как развитие творческих способностей, коммуникаций ребенка и прочее, но это сознательный уровень, а не бессознательный, и тогда такой метод не может называться песочной терапией, это игра, точно такая же, как и любая психологическая игра, направленная на отработку соответствующего навыка.

Для песочной терапии используется новый, уникальный материал - «Живой песок». Безвредный, безопасный, произведен специально для детей из нетоксичных материалов. Приятен на ощупь. Гигиеничный. В его составе не могут жить микробы и бактерии. Он никогда не остается на руках ребенка, не рассыпается мелкой фракцией по полу, не пачкает одежду. 90% веществ, из которых состоит Живой Песок, используется при производстве косметики. Не содержит частиц тяжелых металлов и других вредных веществ.