+7 (931)-298-00-03
г. Санкт-Петербург

Концепция нарциссизма З. Фрейда и ее развитие

Понятие нарциссизм в классическом психоанализе

В 1911 г. в работе «Психоаналитические заметки об описанном случае паранойи» З. Фрейд описывает стадию развития индивида, где объектом любви сначала выбирается собственное тело и только потом происходит переход к выбору объекта.

Далее в работе «Тотем и Табу» (1912 г.) Фрейд напишет, что именно на этой стадии сексуальные влечения слились в единое целое и нашли объект, но этот объект не внешний, а представляет собой собственное, образовавшееся к тому времени, «Я».

b_242_207_16777215_00_images__1_.jpg

Непосредственно к понятию «нарциссизм» З. Фрейд обратится в 1914 г. в работе «О введении понятия нарциссизм». Он определил нарциссизм через заряд либидо, направленный на себя, а не на объект.

Гораздо позднее, в 1930г, в работе «Неудобства культуры» З. Фрейд укажет ««Я» не дано от рождения, мы можем говорить только о чувстве «Я» и его границах. Например, при влюбленности, патологиях чувство «Я» подвержено искажениям, а границы не постоянны».

Понятия «Я» и нарциссизм неразрывным образом связаны. Нарциссизм отличен от предшествующего аутоэротизма именно наличием образа «Я». Более того, рождение нарциссизма и рождение себя взаимообусловлены.

Т.о., З. Фрейд выделял первичный нарциссизм (необъектная стадия) и вторичный нарциссизм (рождение субъекта, появление образа «Я»).

b_400_206_16777215_00_images_Nar.jpg

Рис 1. Разделение нарциссизма З. Фредом

 Значение термина «нарциссизм» охватывает весьма широкий спектр понятий во Фрейдовом поле, под этим словом, в зависимости от контекста, следует понимать:

  • Стадию развития;
  • Выбор сексуального объекта (гомосексуальный и перверсии);
  • Особое состояние «Я» (например при паранойе).

Исторический экскурс

Наглядно развитие понятия «нарциссизм», в наследии З.Фрейда  представлено на рисунке 2.

b_500_321_16777215_00_images_Posledovateli.jpg

Рис. 2 Ветви развития феномена «нарциссизм» в психоанализе

Последователей психоанализа, изучавших феномен нарциссизма условно можно разделить на три группы:

  • Тех, кто поддержал идею З. Фрейда о том, что первоначально «Я» было не дифференцированно от объекта – это А. Фрейд, Р. Фейрберн, Д. Винникот, М. Балинт;
  • Тех, кто утверждал, что «Я» и объект существовали с самого начала, и первичного нарциссизма не существует, среди них: М. Кляйн; Г. Розенфельд; Х. Сигал; У. Бион;
  • 3. Эмпирики детского возраста, наблюдавшие за развитием маленьких детей до 3-х лет непосредственно. Я выделила их в отдельную группу, чтобы подчеркнуть важность их исследований, ведь после изучения детей и их поведения в диаде мать-дитя, стало активно развиваться направление самости в психоанализе.

Еще раз подчеркну условность такого разделения, т.к. в результате каждый автор развивал свою идею.

Группа М. Кляйн и ее последователи.

Несмотря на то, что Кляйн (1882 – 1960 гг.)  поддерживала теорию влечений, ее можно назвать родоначальницей теории объектных отношений, т.к. она ввела в психоанализ  понятие «внутреннего объекта» (1930 - 1940 гг.).

Герберт Розенфельд (1910-1986), рассматривал нарциссизм как норму и как патологию, выделяя: либидинальный и деструктивный нарциссизм. Тема деструктивного нарциссизма, получила дальнейшее развитие в работах О. Кернберга (1975 – 1997 гг.).

Ханна Сегал (1918 – 2011 гг.) ввела понятие «символическое приравнивание».          Символическое приравнивание характерно для психотического мышления, в котором вместо символа существует лишь конкретика [6].

Уилфред Бион (1897 – 1979 гг.) описал структуру психотической реальности через фантазию и механизм проекции.

К числу тех, кто считал, что психический конфликт не является исходным пунктом любых психопатологий, можно отнести:

Уильяма Рональда Фейрберна (1889 - 1964 гг.) описывал развитие  личности через три стадии (1954 г.):

  • Стадия инфантильной зависимости;
  • Стадия перехода от инфантильной зависимости к зрелой зависимости;
  • Стадия зрелой зависимости;

  «Люди с нарциссической патологией остаются фиксированными на инфантильной зависимости, при этом используют множество защитных механизмов – параноидных, обсессивных, истерических, фобических. Болезненный инфантильный опыт вызывает зависимость от «плохих объектов».

Дональд Вудс Винникотт  (1896 – 1971 гг.) писал о важности диады мать-дитя:          «При благоприятных условиях мать, в диаде мать-дитя, обеспечивает «зону иллюзий». «Зона иллюзий» позволяет ребенку поддерживать нарциссические единство со своим окружением и постепенно, поступательно, ребенок вступает в контакт с реальностью» (1960 г.). 

Микаэл Балинт (1896 – 1970 гг.) формирует идею «базисного дефекта». Отсутствие, недостаток, нехватка – это те чувства, которые присущи тяжелым больным. Эти чувства развиваются в ответ на неспособность матери удовлетворять потребности ребенка на довербальном, доэдипальном уровне – области базисного дефекта.     

Эмпирики детского возраста, развивавшие идею, что биологическое рождение человеческого младенца и психологическое рождение индивидуума не совпадают во времени, представляли развитие психики следующим образом:

Рене Шпиц (1887 – 1974 гг.): развитие психики - это кристаллизация аффективных откликов, интеграция Я в неделимой матрице, консолидация безобъектных отношений и построение объективных репрезентаций. Расстройства, возникающие в период формирования психики, могут приводить к изменениям в психологической структуре психики ребенка, подростка или взрослого.

Маргарет Малер (1897 – 1985 гг.) наблюдаемые феномены в отношении ребенка и матери (1960 – 1970 гг.) связала с разными теориями: фрейдовской, эго-психологией, объектными отношениями Фейрберна и определила три фазы нормального развития ребенка:

  • Фазу нормального аутизма (0 – 1 мес.);
  • Фазу симбиоза (2 – 5 мес.);
  • Фазу сепарации-индивидуации, разделяя последнюю на четыре субфазы (5 мес. - 1,10 г.).

Сепарация понимается как интрапсихическое достижение, в то время как индивидуация начинается с осознанием собственного существования.

«Основные задачи на стадии сепарации-индивидуации: достижение определенной степени константности объекта и константности Я; приобретение 2-х уровней чувства идентичности:

1. Осознание себя отдельным, целым существом;

2. Зачатки осознания гендерной самоидентичности».

Последствия при нарушениях прохождения  фазы сепарации-индивидуации:

  • Конфликт амбивалентности;
  • Устойчивое расщепление объектного мира на «хорошие» и «плохие» объекты;
  • Что в свою очередь, приведет к невозможности развивать зрелые объектные отношения, испытывать доверие и уверенность.

Фиксация на этапе воссоединения приводит к сепарационной тревоге, и к тому, что в аффектах могут преобладать нарциссическая ярость и вспышки гнева.

Как отметил Э. Эриксон, «базовая проблема такого человека – шаткое чувство идентичности» (1959 г.).

Итак, про группу М. Кляйн можно сказать, что они поддержали идею З. Фрейда о разделении влечений на влечения к смерти и влечения к жизни; не делали большого акцента на отношениях диады мать-дитя. Во второй группе, исследователи напротив, уделяли большое значение развитию ребенка в диаде и акцентировали свое внимание на понятие «самость». Однако находки М. Кляйн (проективная идентификация, понятие внутреннего объекта, концепция зависти); символическое приравнивание Х. Сигал; роль фантазии в развитии мышления по Биону; идею о деструктивном нарциссизме Г. Розенфельда до сих пор применяют в психоаналитической практике.

Понятие «самость»

Для того чтобы перейти к современным представлениям о феномене нарциссизма имеет смысл «развести»  понятие «эго» (или «Я») и понятие «самость». Приверженцы разных школ едины в своем стремлении обосновать существование в психике некоего гипотетического «органа», подобного органу физическому – который они могли бы называть «Я».  Но, большинство авторов сходятся во мнении, что человек обладает психическим опытом переживания себя, а не только создаваемым образом «Я».

Самый удачный опыт по объединению понятий «самость» можно отметить у интерсубъективистов: Р. Столороу, Б.Брандшафт, Д. Атвуд. «Самость, является психологической структурой, с помощью которой переживание себя приобретает связность и непрерывность во времени, благодаря чему опыт самости принимает свою характерную форму и прочую организацию». Интерсубъективисты считали важным провести различие между самостью и личностью. Самость – это структура, попадающая в поле психоаналитического исследования, а личность – это переживающий субъект и инициирующий действие агент.

Если учесть, что психическая реальность человека разворачивается в мифологическом времени «сакральном»: «одновременно исходном, первоначальном и вместе с тем бесконечно повторяющемся», то есть не линейном, то восприятие себя в настоящем происходит на бессознательном фоне прошлого опыта в отношениях со значимым другим. Т.о. самость – это не только сознательный уровень и психологическая конструкция, но и бессознательное, незримо присутствующее и определяющее настоящее и будущее.

Современные представления о нарциссизме связывают с двумя авторами Х. Кохутом и О.Ф. Кернбергом.

Хайнца Кохута (1913 – 1981 гг.) можно назвать человеком, заложившим краеугольный камень в здание психологии самости. Структура самости формируется в матрице отношений с ранними объектами, которые он называл объектами самости. Они постепенно, после серии оптимальных откликов, интернализуются, образуя ядерную самость ребенка.

Нарциссизм, по Кохуту, в процессе развития не сменяется объектной любовью, а имеет свою отдельную линию развития. Производными от здорового зрелого нарциссизма являются: эмпатия, юмор, мудрость и принятие своей смертности.

Нарушения самости приводят к:

  • Психозам;
  • Пограничным состояниям;
  • Развитию шизоидных или паранойяльных личностей;
  • Нарциссическим нарушениям личности (временный распад, ослабление или серьезное искажение самости – повышенная чувствительность, ипохондрия, депрессия);
  • Нарциссические нарушения поведения – перверсия, делинквентность, зависимости.

Отто Фридман Кернберг (1928 г.) классифицировал нарциссизм в широком диапазоне  - от нормальной до его патологических форм – по степени выраженности нарциссических черт и серьезности расстройства личности.

О. Кернберг полагает, что все психоаналитические теории объектных отношений объединяют понятия    интернализации,          структурирования     и клинического воспроизведения          самых ранних отношений между двумя индивидами.

   В основе представления об интернализации объектных отношений лежит следующая гипотеза:   во время любых контактов между ребенком и близким для него человеком, выполняющим функции родителя, «ребенок интернализирует не образ человека или представление о нем, а отношения между его самостью и другим человеком (Я и объект-репрезентациями)».

Не согласен с Х. Кохутом в том, что нарциссическая личность отрицает отделенность Я от объекта, скорее она не признает отличий.

  Полагает, что «самость» это сумма «всех интегрированных «Я-репрезентаций» различных стадий развития, а не просто какая-то «собирательная» «Я-репрезентация». Эта структура (или организация) играет центральную роль в психическом развитии.

  Нарушенная структура самости, может быть описана следующим образом:

  • Либидо и агрессия не интегрированы;
  • «Хорошие» и «плохие» Я-репрезентации не образуют гармоничную целостность;
  • Преобладают примитивные защитные механизмы: расщепление, повторяющийся цикл идеализации и обесценивания, фантазии всемогущества.

В случае нарциссической личности речь идет о расщеплении самости на две части, причем, в каждый последующий момент времени сознательна, только одна из частей:

  • Ощущение себя великим и совершенным;
  • Ощущение себя бессмысленным и пустым.

Независимо от того, поддержали ли последователи З. Фрейда идею о недифференцированности «Я» или они делали акцент на влечениях, общим фокусом внимания в психоанализе после 50-х гг. стали отношения между матерью и ребенком и понятие «самости». А если быть точнее, как через «самость» человек воспринимает себя в этом мире и почему именно так, а не иначе.

Психоаналитиками было убедительно доказано, что нарушения в раннем развитии в диаде мать-дитя (~ 1,5 - 1,10 гг.)  могут послужить точкой неблагоприятной фиксации, препятствуя, таким образом, более позднему эдипальному развитию; в лучшем случае это добавит трудностей к разрешению эдипова комплекса и придаст ему особый оттенок.

Закончить хочется словами Жиля Липовецкого, французского философа и социолога, профессора философии, которые очень точно и полно отражают проблемы современных людей, обращающихся за помощью к психоаналитику: «В современном обществе обратившиеся за помощью пациенты уже не страдают от фиксированных симптомов, они страдают от блуждающих и диффузных нарушений. Психическая патология подчиняется духу времени. Невротические страдания вытесняются нарциссической поверхностью. Неспособность чувствовать, эмоциональная пустота, дошедшая до кульминации непроявленность, описывают проблемы современного пациента».

Автор статьи: Горбушина Ольга.

Список литературы:

  1. Фрейд З.  Психоаналитические заметки об одном автобиографически описанном случае паранойи// В кн. Навязчивость, паранойя и перверсия. М.: ООО «Фирма СТД»,  - 2006. – 335с.;
  2. Фрейд З.  Тотем и табу (некоторые соответствия в душевной жизни дикарей и невротиков)// В кн. Вопросы общества и происхождение религии. М.: ООО «Фирма СТД»,  - 2007. – 606с.;
  3. Фрейд З.  О введении понятия «нарциссизм»// В кн. Психология бессознательного.  - М.: ООО «Фирма СТД»,  - 2006. – 447с.;
  4. Фрейд З.  Неудобства культуры// В кн. Вопросы общества и происхождение религии. М.: ООО «Фирма СТД»,  - 2007. – 606с.;
  5. Кинодо Жан-Мишель. Приручение Одиночества – М.: «Когито-Центр»,  - 2008. – 254 с.
  6. Винникотт и Кохут: Новые перспективы в психоанализе, психотерапии и психиатрии: Интерсубъективность и сложные психические расстройства. – М.: «Когито-Центр»,  - 2001, - 217 с.
  7. Балинт М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии. -М.: «Когито-Центр»,  - 2002. – 256 с.
  8. Р. А.Шпиц, У.Годфри Коблинер Первый год жизни. – М.: Академический Проект, 2006. – 352с.
  9.  М. С.Малер, Ф. Пайн, А. Бергман Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация. – М.: Когито-Центр, 2011. – 413с.;
  10. Р. Столороу, Б. Брандшафт, Д. Атвуд Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. – М: «Когито-Центр», - 2011. – 254с.
  11.  Элиаде М. Аспекты мифа – 4-е изд. – М.: Академический Проект,  - 2010. – 251с.
  12. Шамшикова, О. А. Опросник «Нарциссические черты личности»/ О. А. Шамшикова, Н. М. Клепикова // Психол. журн. — 2010. — Т. 31, № 2. — С. 114—128.
  13.  Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. М.: «Класс»,  - 2000. – 464 с.