+7 (931)-298-00-03
г. Санкт-Петербург

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является синонимом гиперкинетического расстройства (МКБ-10 и DSM-IV - F90). СДВГ — самый распространенный медицинский диагноз в детской психиатрической практике (3-8 % в детской популяции).

Дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность ребенка затрудняют процесс его обучения, нарушаются отношения ребенка со сверстниками, педагогами и родителями. Необходимо понимать, что поведенческие проблемы ребенка с СДВГ во многом определяются отношением окружения к ребенку: пониманием, терпением, желанием помочь.

При СДВГ часто отмечаются сопутствующие расстройства: специфическое расстройство развития речи, дисграфия, дислексия, дискалькулия, тики, заикание и др. Нарушения социального функционирования.

В настоящее время гиперкинетическое расстройство в МКБ-10 выставляется тогда, когда школа и семья не справляются с проблемным поведением ребенка, длительность нарушений составляет более 6 месяцев и нарушения имели место до 7-летнего возраста.

Диагноз СДВГ может поставить только врач-психиатр. Для ознакомления, ниже, приведены основные типовые симптомы, которые свойственны данному расстройству, особенности поведения и типичные школьные трудности.

Нарушения концентрации внимания наблюдаются с первых лет жизни: «нужно повторять все четыре-пять раз, чтобы ребенок понял… хотя, когда он что-то делает, видно, что  способный…». У таких детей высокий или нормальный интеллект.

Такие дети могут постоянно бегать, лазить по деревьям, заборам, постоянно натыкаться на предметы, других детей – моторная неловкость.

У них отмечается проблема неразвитой моторики: трудно научиться завязывать ботинки, застегивать пуговицы, рисовать, играть в мяч. Они могут проливать или ронять еду, плохо жуют пищу.

В более старшем возрасте (от 5 лет):

  • Трудности в актуализации существенных признаков (пересказ текста или рассказ картинке – беден, с акцентом на главном событии, без учета деталей);
  • При копировании рисунков дети с СДВГ будут ориентироваться на свои представления об изображении, и привносить их в рисунок;

Т.о., у детей с СДВГ можно выделить особенности анализа и обработки информации.

Снижение общей активности ЦНС:

  • Им свойственна истощаемость;
  • Колебания работоспособности («качели успеваемости»);
  • Метеозависимость;
  • Не устойчивость к стрессам.

Утомление детей с СДВГ наступает очень быстро, через 10-15 минут от начала занятий (они могут начать качаться на стуле, вертеть ручку в руках, зевать). Ошибки в работе появляются к середине или к концу урока.

  • Отмечается микро и макрофаги при письме (увеличение размера букв или их уменьшение);
  • Инверсии (перевороты) букв;
  • Зеркальность при письме;
  • Трудности чтения;
  • Ошибки при вычислениях так же имеют свою специфику: ребенок путает действия сложения и вычитания, переставляет цифры при переписывании.

Типовые симптомы нарушения внимания ребенка с СДВГ (DSM-IV):

  • Ребенок не обращает внимания на детали, делает нелепые ошибки;
  • Не может сосредоточиться на задании (игре), которое требует длительного внимания;
  • Часто не слушает, когда к нему обращаются;
  • Не заканчивает начатого занятия;
  • Часто не собран, неорганизован;
  • Часто избегает или даже отказывается выполнять задания, требующие повышенного внимания и умственного напряжения;
  • Часто путает расписание, забывает приносить на занятия необходимые тетради, книги;
  • Легко отвлекается, реагирует на все, что происходит вокруг;
  • Часто забывает выполнять каждодневные процедуры (например, личной гигиены).

(6 симптомов из 9 на протяжении более 6 мес.).

Типовые симптомы гиперактивности/импульсивности:

  • Беспокойно двигает руками или ногами, ерзает на месте.
  • Покидает свое место в классе или в другом месте, не может усидеть.
  • Начинает бегать и карабкаться куда-то, когда это неуместно.
  • Действует как «заведенный», как будто к нему приделан «моторчик».
  • Не может тихо играть, неадекватно шумен.

(3 симптома из 5 на протяжении более 6 мес.)

Типовые симптомы импульсивности:

  • Чрезмерно разговорчив, без учета социальных ограничений.
  • Выпаливает ответы до того, как завершены вопросы.
  • Не способен стоять в очереди и ждать.
  • Часто «врывается» в разговор взрослых или игру других детей.
  • (1 симптом из 4 на протяжении более 6 мес.).

Симптомы невнимательности и/или гиперактивности/импульсивности в рамках СДВГ:  продолжаются 6 мес. или более; появляются в возрасте до 7 лет; не могут быть объяснены другими психическими и соматическими расстройствами (аутистического спектра, умственной отсталости, эпилепсии и др.).

Важно еще раз отметить, что СДВГ следует рассматривать как особенности ребенка, у которого есть трудности социального функционирования и который нуждается в помощи.

Существующие гипотезы причин возникновения СДВГ

Теория дефицита «лобных» функций R. А. Вагkley (1997). В основе, которой рассматривается «дефицит запрещающего поведения», который приводит к неспособности ребенка с СДВГ сдерживать и откладывать ответные реакции на внешние стимулы. Такие дети не способны сдерживаться, вовремя сказать stop своим действиям. Это вносит нарушение в следующие механизмы и психические функции:

  • внутреннего диалога;
  • оперативной памяти (т.е. нарушена способность «держать» в голове основной вопрос деятельности: для чего я это делаю?);
  • предвидение, предсказание и планирование будущего;
  • ощущение времени;
  • переключение между видами деятельности;
  • не способность сдерживать сильные эмоции, а после не возможность критически оценить свое поведение и поразмыслить над ним.

Когнитивно-энергетическая модель J. Sergeant (2000) (модель дефицита энергетических ресурсов) согласно которой недостаточность энергетических ресурсов может приводить к нарушению активности механизмов как нисходящей регуляции, вызывая дефицит торможения и произвольного удержания внимания, так и механизма восходящей активации, приводя к истощаемости и колебаниям внимания.  

Одной из ключевых теорий СДВГ рассматривается функциональная слабость дофаминовых структур мозга. Как известно, обмен дофамина обеспечивает: отбор наиболее значимых сигналов, поступающих в центральную нервную систему с периферии; мотивацию и удержание внимания; регуляцию сложных движений; - переживание удовольствия. В условиях дефицита межклеточного дофамина нервная система, оказывающаяся в состоянии снижения активации, вынуждена прибегать к другим источникам стимуляции — внешним стимулам, которые в условиях ориентировочной реакции на них также стимулируют выброс дофамина и поддерживают систему в состоянии достаточной активации.

Существуют распространенные заблуждения, касающиеся диагноза СДВГ

Заблуждение 1. Это искусственно созданная проблема.

Важно понимать, что СДВГ — медицинский диагноз. Распространенность гиперкинетического расстройства у детей составляет 3-8 % в детской популяции. Первые описания появились в начале XX века, а лечение впервые описано в 1937 г. Диагноз «дефицита внимания» (Attention deficit disorder — ADD) пришел к нам из американской классификации психических и поведенческих расстройств DSM-III (1980). Термин «нарушение активности и внимания» (Attention deficit hyperactivity Disorder — ADHD) стал употребляться в DSM-IV (1994).

Заблуждение 2. Вы плохо воспитываете своего ребенка, поэтому у него проблемы!

Родителям часто приходится слышать от окружающих, что ребенок «невоспитанный»: он непослушен, отказывается подчиняться, поступает наперекор, стремится добиться своего, легко «выходит из себя».

Важно понимать, что ребенок с СДВГ — знает, как вести себя правильно, но не может это осуществить.

Заблуждение 3: Само пройдет, с возрастом.

До недавнего времени считалось, что СДВГ — «детский» диагноз.

Гипердинамический синдром действительно «уходит» с возрастом 10-14 лет. Дефицит внимания обычно сохраняется и даже может нарастать. Подросток может сказать, что испытывает трудности в формулировке своих мыслей, чувств; он всегда опаздывает. Импульсивность (нетерпеливость) также сохраняются, хотя с развитием сознания, сдерживающих начал, она не столь очевидна: дождаться своей очереди уже возможно.

В 40-50 % случаев диагноз переходит во взрослую жизнь.

DSM-V предлагает следующие критерии СДВГ у взрослых.

Имеется шесть и более симптомов, присутствующих более 6 месяцев:

  •  принятие решений неосознанно и импульсивно;
  • сложно останавливать свои действия и поведение когда необходимо;
  • начало выполнения задания, не читая и не выслушивая указаний внимательно;
  • сложно сдерживать обещания;
  • сложно выполнять что-то в правильном порядке;
  • экстремальное вождение;
  • «витание в облаках», когда нужно сконцентрироваться;
  • трудно планировать наперед или подготавливаться к предстоящим событиям;
  • невозможность заниматься неинтересным занятием.

Некоторые симптомы присутствовали в детстве или в возрасте до 16 лет.  Указанные симптомы присутствуют в 2 и более областях деятельности (образовании, дома, социальной активности и др.).

Заблуждение 4: Растим будущих преступников!

«Ленивые», «непоседы»,  «без тормозов» дети с СДВГ представляют собой группу риска по всем видам девиантного поведения.

В силу биологической природы СДВГ такие дети склонны к реакциям протеста. Они не могут испытывать длительного напряжения (фрустрации), они крайне импульсивны, нетерпеливы, склонны к вербальной и физической агрессии. Их лучше «не трогать», потому что их реакции могут быть непредсказуемы. Их активность надо направлять.

Дети с СДВГ живут с ощущением, что с ними поступают несправедливо. Из них довольно часто делают «козлов отпущения». Их трудно любить, но надо любить… строптивых, неугомонных, с повышенным чувством справедливости.

Важно не забывать, что самым главным стимулом выработки желательного поведения  является любовь, особенно любовь родителей. Любовь и терпение, а еще контроль…

Важно формировать их окружение, направлять в спорт не ради спортивных достижений (здесь они редко добиваются успехов в силу частой моторной неловкости, крайней отвлекаемости на занятиях и нетерпеливости). Спорт способен развить самоорганизацию и реализовать двигательную активность. Такими детьми надо заниматься.

Важно понимать, что основным условием перехода проблем дефицита внимания и гиперактивности в поведенческие проблемы является не столько тяжесть расстройства, сколько неблагополучная семейная обстановка:

  • неадекватное воспитание (несогласованное, непоследовательное, не учитывающее особенностей ребенка);
  • безнадзорность, асоциальный пример в случае неполной, асоциальной или дисфункциональной семьи.

Эмоциональные проблемы детей с СДВГ

  • Дети с СДВГ в 5-10 раз чаще других детей страдают тревожными и депрессивными расстройствами;
  • Дети с СДВГ в большей степени, чем другие дети, могут быть привязаны к родителям, им особенно нужна «эмоциональная заправка» от родителей, когда маленький ребенок часто прибегает и обнимает маму, уткнувшись в ее колени, или требует уложить спать рядом с собой;
  • Они часто боятся пробовать что-то новое из-за страха, что не получится, ведь они хотят «все и сразу»;
  • У них развито воображение, поэтому их фантазии в страхах далеко выходят за пределы возраста и понимания;
  • У них развита интуиция и они «кожей чувствуют» отношение к себе и «нелюбовь» окружающих за их поведенческие проступки;
  • Они ощущают себя хуже других, постоянно виноватыми, ненужными, когда даже собственные родители перестают в них верить, выслушивая постоянные упреки со стороны окружающих;
  • Их «слабая» нервная система не выдерживает стрессов и у них значительно чаще возникают невротические симптомы: тики, энурез, энко- през, заикание, другие психосоматические жалобы: на головную боль, боли в животе, запоры, поносы, боли в теле (без медицинских причин). По данным психиатров, половина детей с установленным диагнозом СДВГ имеют невротические расстройства.
  • Важно помнить, что гиперактивные дети имеют много положительных качеств: они щедрые,
  • добрые,
  • отзывчивые,
  • энергичные,
  • смелые (иногда слишком).
  • У них хорошее чувство юмора,
  • они ведут себя «непосредственно», поэтому часто выглядят «как клоуны».
  • Они обладают повышенным чувством справедливости, они — врожденные оппозиционеры: сначала обязательно должны сказать «нет». Но с ними можно договориться.

Методы лечения и коррекция поведения

В настоящее время стандартом лечения СДВГ во многих странах, наряду с психообразованием, являются специальные препараты. Психостимуляторы эффективны в 80 % случаев, но они не решают проблему созревания мозга, а позволяют лишь «выиграть время». Ребенок с СДВГ получает равные шансы в жизни по сравнению со здоровыми детьми и начинает заново выстраивать адекватные отношения с окружающими.  

Назначение психостимуляторов проводится только под строгим контролем врача-психиатра с учетом показаний. Назначение психостимуляторов при тяжелых формах СДВГ имеет свои «плюсы» и «минусы». Важно понимать, что назначение психостимуляторов — достаточно легкий путь решения проблем поведения и обучения такого ребенка в школе, определенный шанс для адаптации в обществе. Но этот путь не может заменить процесс воспитания.

Основы поведенческой терапии

Эффективность поведенческой терапии в комплексном подходе оказания помощи детям с СДВГ определяется тем, что поведение является основной жалобой и основным местом приложения усилий родителей, педагогов и медицинских специалистов с целью его изменения.

Поведенческая терапия детей с СДВГ определяется принципом: «Ни одно лекарство не может воспитать ребенка».

Родителям и педагогам важно понимать, что воспитательные мероприятия эффективны только тогда, когда с ребенком налажены позитивные отношения, когда ребенок ощущает себя любимым и принимаемым, когда любовь окружающих способна стать стимулом изменения поведения. Любовь, но не наказание…

Дети с СДВГ мало восприимчивы к наказаниям, но хорошо откликаются на похвалу, поощрения. Любимыми поощрениями для них являются просмотр телевизора, мультфильмов, игра в компьютере (не более 20-40 минут в зависимости от возраста), сотовый телефон, прогулки на воздухе, деньги на личные расходы.

Наказывать тоже надо лишением тех же привилегий. Соотношение похвалы и наказания должно составлять 5:1.

Примеры желательного поведения, которое нуждается в вознаграждении для ребенка младшего школьного возраста:

  • вовремя утром вышел из дома в школу;
  • не получил замечания в дневник за поведение;
  • вовремя и качественно выполнил домашнее задание;
  • выполнил указание родителей с первого раза;
  • повесил свою одежду в нужном месте;
  • не дрался с сестрой в течение дня;
  • вечером без напоминания собрал портфель в школу;
  • вечером самостоятельно, без напоминания пошел спать (до 22.00 в дни перед школой; до 23.00 в пятницу и субботу).

Повышение мотивации желательного поведения у ребенка может на 50 % уменьшить его поведенческие проблемы. Но важно понимать, что дети с СДВГ хотят вознаграждения немедленно, они часто предпочитают не качество, а количество.

Для детей до 7 лет можно использовать т.н. «Тайм-аут»: «Тайм-аут» — эффективный прием поведенческой терапии, который определяется патогенетическими механизмами СДВГ.

Как известно, дети с СДВГ крайне нетерпеливы и всегда хотят добиться своего. Кроме того, они склонны к «зацикливаниям» на своем желании, эмоциях, мотивах поведения в моменты перевозбуждения. Тогда пытаться договориться с ними становится невозможным и бесполезным. Надо дать им «тайм-аут»: пусть успокоятся, отдохнут. Время «тайм-аута» определяется: 2 минуты (умноженные) на возраст в годах. Место «тайм-аута» лучше определять в комнате, где присутствует взрослый, который может проконтролировать, чтобы ребенок ничего не делал в это время, а просто сидел на стуле или в кресле. Маленьких детей во время «тайм-аута» рекомендуется брать на колени и вместе с ними сидеть на стуле или в кресле отведенное время. Недопустимы «тайм-ауты» в темной комнате, где ребенку просто будет страшно.

Ребенок с СДВГ имеет проблему самоконтроля, поэтому нуждается в значительно большем внешним контроле и руководстве поведением в сравнении со сверстниками (даже в школьном возрасте не пускать гулять одних).

Поведение детей с СДВГ определяется в большей степени внешним окружением, чем внутренними правилами, потому первостепенно важным является организация внешнего окружения (шоколад прятать, компьютер вынести).

Ребенок с СДВГ имеет трудности в предвидении последствий своих действий, ему нужна система частых и четких внешних руководств и правил.

Для детей с СДВГ особенно важно:

  • структурирование окружения, режим дня;
  • мониторинг времени: использование таймера;
  • не должно быть полной свободы (присутствие родителей или других взрослых постоянно);
  • окружение должно оставлять возможность «выпустить пар», реализовать двигательную активность;
  • окружение должно быть безопасным (предвидеть возможные последствия гиперактивности);
  • важно давать короткие, понятные, однозначные указания (недопустимы: «а не мог бы ты…»);
  • непосредственный контакт (не с кухни: «принеси мне…», а видеть, что он слышит вас);
  • говорить один раз, максимум два, потом применять штрафы;
  • оповещать предварительно: «тебе осталось 5 минут…»;
  • наказывать после невыполнения указания без унижения ребенка.

Система наказаний с целью воспитания, определяемая родителем или педагогом, должна учитывать серьезность поведенческого проступка: при минимальном нарушении поведения можно не обратить внимания или предупредить; при повторном или серьезном нарушении — наказать (спокойно, твердо, без лишних эмоций). Например: остаться сидеть в классе на перемене, «исправительные работы» после урока, «домашний арест».

Без наказания нельзя оставлять драки, обман, воровство. Агрессивное поведение требует детального анализа и определения факторов, которые провоцируют такое поведение в каждом конкретном случае.

Важно сформировать у ребенка с СДВГ адекватную самооценку.

Формированию неадекватной самооценки способствуют:

  • постоянная критика ребенка;
  • идеализация ребенка: «ты — самый лучший»;
  • осуждение ребенка, навешивание на него ярлыков, негативное восприятие ребенка;
  • запугивание утратой любви: «будешь так себя вести себя дальше — сдадим в интернат»;
  • сравнение с другими детьми;
  • разочарование в ребенке;
  • отсутствие помощи ребенку в его трудностях.

Формированию адекватной самооценки способствуют:

  • безусловное принятие ребенка;
  • вера в него;
  • похвала, своевременная и от всего сердца;
  • отсутствие осуждения: «ты плохой»;
  • помощь ребенку в осознании важности каждого человека (индивидуальности), принятии недостатков других без осуждения и критики;
  • помощь ребенку в осознании того, что люди могут помогать друг другу;
  • осознание и развитие способностей ребенка, помощь в самореализации;
  • помощь в преодолении трудностей;
  • помощь ребенку в принятии, как успехов, так и неудач.

Проблемы обучения в школе и пути их решения

В наибольшей степени симптомы СДВГ проявляют себя в школе. Обращение за помощью приходится в основном на возраст 6-8 лет. Обучение в школе требует длительного сосредоточения внимания, достаточно развитого произвольного внимания, способностей восприятия информации визуально и на слух и, наконец, ограничения двигательной активности во время урока. Безусловно, клинические проявления СДВГ нарушают процесс обучения и приводят к недостаточному усвоению школьной программы.

Родителям и педагогам важно иметь адекватные ожидания от ребенка с СДВГ и учитывать его проблемы самоконтроля и самоорганизации. Важно усаживать такого ребенка только за первой партой, чтобы была возможность контролировать его во время урока, только со спокойным ребенком или одного, проверять как он записал домашнее задание или записывать его самому.

Успеваемость ребенка с СДВГ сильно зависит от его настроения, от усталости, даже от погоды, от того выспался он или нет. «Качели» настроения определяют «качели» успеваемости. И с этим можно только смириться и … помочь ребенку. Например, спрашивать в начале урока. Около 40-50 % детей с СДВГ имеют сопутствующие проблемы с обучением письму, чтению и математике (у каждою свои).

Вторичные проблемы СДВГ — заниженная самооценка и социальная изоляция.

Особенности поведения ребенка с СДВГ в школе:

  • Крайне нетерпеливы, поэтому могут «тянуть» руку для ответа даже тогда, когда не совсем выучили урок;
  • очень подвижны и создается впечатление, что «их слишком много», «они заполняют собой все пространство»;
  • не сформировано чувство дистанции, поэтому они могут задавать бестактные вопросы учителю, гримасничать, показывать язык и становиться предметом насмешек других детей;
  • крайне импульсивные и одновременно чувствительные, к своему личному пространству, могут отвечать на провокации других детей непредсказуемой агрессией.

Эффективность психолого-педагогических мероприятий по отношению ребенка с СДВГ в школе определяется:

  • верой учителя в ученика, хорошие взаимоотношения между ними;
  • сотрудничеством и эффективными коммуникациями между учителями и родителями;
  • эффективным командным взаимодействием между врачами, учителями, администрацией школы, школьными психологами и родителями;
  • образованностью учителя в отношении; сотрудничеством и взаимопомощью учителей друг другу.

Построить позитивные отношения учителя с ребенком помогут:

  • ежедневное личное приветствие;
  • использование разных возможностей для сближения: «Как настроение?», « Как прошли выходные?»;
  • внимательное отношение к ребенку, доброта, поддержка;
  • избегание унижающей критики, некорректных форм высказывания замечаний;
  • эмоциональное, захватывающее проведение уроков с привлечением к активному участию детей с СДВГ;
  • важно подмечать и указывать на успехи ребенка перед классом.

Сотрудничество между учителем и родителями является основным условием успеха обучения ребенка с СДВГ в школе:

  • должно быть ежедневным в случае СДВГ;
  • должно ставить целью помочь ребенку, а не обвинить его; важно уметь находить компромиссы в конфликтных ситуациях;
  • стараться поддерживать авторитет школы.

Уменьшение проблем с невнимательностью:

  • ребенок с СДВГ нуждается в постоянных напоминаниях, подсказках для направления поведения в нужное русло, можно использовать пиктограммы «будь внимательнее», «работай» и др.);
  • важна просто физическая близость учителя, лучше невербальные знаки физического присутствия (погладить, похлопать по плечу);
  • давать возможность ребенку с СДВГ подвигаться во время урока: «принеси журнал», «подай мел», «вытри с доски», «полей цветы».

Проблемы на уроке у детей с СДВГ возникают не потому, что они не могут сконцентрировать внимание, а потому, что им тяжело удерживать внимание не неинтересном для них.

Для привлечения внимания используется яркий раздаточный материал, музыкальное сопровождение, формат мультимодальной проекции, компьютер, проекция лазерной указки и т. п.

Важно давать адекватные порции информации: не все сразу, чтобы не вызвать перевозбуждения у ребенка.

Диалог с ребенком должен быть активным, ребенку с СДВГ особенно важен контакт. Фактор новизны, элемент сюрприза, постоянное поощрение ребенка похвалой требуют от педагога дополнительных творческих усилий, но это единственный путь в преодолении проблем невнимательности и чрезмерной активности ребенка с СДВГ.

Продуктивность обучения детей с СДВГ определяется их хорошим настроением. Поощрениями могут быть устная похвала, комплимент, жест поощрения, жетоны поощрения «из кармана учителя», аплодисменты класса, «смайлики» в дневник, «штампики» за хорошее поведение и т.п. Важна похвала родителям: письменная в дневник, по телефону, на родительском собрании. Необходимо научиться «ловить» ребенка с СДВГ на хорошем поведении.

Важно предупредить негативные реакции со стороны одноклассников и не создавать ощущения «особого статуса» ребенка с СДВГ, объяснить другим детям, что ребенок с СДВГ не «бестолковый», а имеет трудности и ему надо помочь.

Важно понимать, что проблемы СДВГ становятся очевиднее, когда ребенок устал и тогда необходима смена деятельности, индивидуальное задание: «отгадай загадку», «сложи картинку» и т. п.

Как правило, в моменты напряжения дети с СДВГ прибегают к стереотипным действиям: начинают грызть ногти, раздирают себя, сосут пальцы, крутят ручку. . Поэтому важно разрешить им на уроке иметь в руках ластик, резиновое кольцо, четки и т. п.

Внимание ребенка с СДВГ значительно лучше в ситуации «один на один», поэтому для таких детей должны быть предусмотрены дополнительные индивидуальные занятия.

Обучение на дому ребенка с СДВГ является крайней мерой: с одной стороны, результаты успеваемости могут стать лучше, но будет страдать процесс социализации ребенка, который и так нарушен.

Подводя итоги статьи можно сделать следующие выводы:

  • СДВГ – это заболевание;
  • Лечение, которого проводят, после качественной диагностики;
  • Протекающего на фоне взаимодействия социальных институтов: семьи – школы – круга общения ребенка;
  • Коррекция поведенческих проблем СДВГ всегда требует семейной и поведенческой психотерапии.

Литература:  

  • Soderlund G., Sikstrom S., Smart A. Listen to the noise: noise is beneficial for cognitive performance in ADHD / G. Soderlund, S. Sikstrom, A. Smart // Journal Of Child Psychology And Psychiatry, And Allied Disciplines 2007. Vol. 48. № 8. P. 840—847.
  • Barkley R. A. ADHD and the Nature of Self-Control. New York: Guilford Press, 1997.
  • Sergeant J. The cognitive-energetic model: an empirical approach to attention-deficit hyperactivity disorder// Neurosci. Biobehav. Rev. — 2000.- Jan;24(l):7-12.
  • Семенова О.А., Кошельков Д.А., Мачинская Р.И. Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте // Культурно-историческая психология. – 2007. – №4. – с. 39-49
  • Гиперкинетическое расстройство у детей», УО «Белорусский государственный медицинский университет», УЗ «Городской клинический детский психоневрологический диспансер» г. Минска авторы: канд. мед. наук, доц. Емельянцева Т.А.; Кирилюк В.С.; Наливко И.И.

Автор статьи: Горбушина Ольга.