+7 (931)-298-00-03
г. Санкт-Петербург
Набережная р. Фонтанки, д.120

Чем психолог отличается от психоаналитика?

Самое первое, что приходит в голову – образованием. Получить образование можно самостоятельно дома, читая лекции, книги – чем не образование? Так ли все просто с психоаналитическим образованием? Для ответа на поставленный вопрос, нужно попытаться разобраться, а что же такое психоанализ, и как в этом «поле» знаний работает психоаналитик.

Психоанализ называют невозможной профессией. Почему? Ее нет в реестрах профессий РФ. Но дело не только в этом, обучение психоанализу подразумевает неклассический формат получения образования. Для того чтобы стать психоаналитиком не достаточно прочитать пару учебников и отработать свою технику на практике. Психоанализ -  это объемная структура определенных знаний,  которые возможно проверить, только пройдя свой анализ. Прочувствовав на себе, как он «работает», и что можно почерпнуть из его прохождения, психоаналитик формирует свою профессиональную идентичность. И она будет, уникальна, не зря есть поговорка: «сколько психоаналитиков – столько и психоанализов» (©).

Кроме этого для изучения психоанализа нужен тот, кто сможет объяснить непонятные моменты теории. Самостоятельно читать книги по психоанализу можно, но сложно. Так как в этом есть несколько тонких моментов. Во-первых, психоанализ нужно всегда рассматривать в историческом контексте, просто прочитать книгу или статью З. Фрейда не достаточно, нужно понимать в какое время она была написана, что в это время было выдвинуто из гипотез психоанализа, в какой точке отсчета находилась метапсихология. Во-вторых, многие психоаналитические тексты, так же как и тексты Библии, нельзя воспринимать буквально, психоанализ наполнен метафорами. Безусловно, есть работы направленные на массового читателя, например: «Психопатология обыденной жизни»; «Лекции по введению в психоанализ».

Какие еще есть важные аспекты психоаналитического знания

З. Фрейд вписывал свои открытия в определенную мифологию. Для изучения психоанализа нужно учитывать разницу между мифом и  реально происходящими событиями. Миф -  это не выдумка, не сказка -  это другое пространство: нелинейности времени (важно учитывать теорию относительности Эйнштейна), повторяемости (принцип навязчивого повторения), обрядов и ритуалов (аспекты и история мифов). Миф живет по своим законам,  настоящее разворачивается на фоне прошлого и формирует наше будущее.  И все мы вписаны в свой индивидуальный миф, опосредованный историей жизни, семейными традициями, предшествующими поколениями.

Между работой психолога и психоаналитика существует ряд существенных отличий

Психолог – человек, получивший высшее психологическое образование, изучавший общую психологию, психологию личности, социальную психологию и еще много интересных и полезных знаний.

Как работает психолог? Например: память обладает определенным объемом, она делится на: мгновенную, кратковременную, долговременную. Объем памяти, в норме, должен быть такой-то. Для того чтобы проверить память нужно провести психологическую диагностику, обратившемуся предлагается заполнить специальные тесты. Далее подсчитывается результат, и на его основании пишется психологическое заключение. Если есть необходимость, проводится психологическая коррекция.

Или, у ребенка проблемы со школьной адаптацией, психолог формирует группу, состоящую из деток с похожими сложностями, и занимается развитием социальной адаптации: детей учат общаться, проговаривать свои эмоции и т.д.

Естественно, как и в любой специальности, психологи работают каждый в своей отрасли, кто на что учился. Есть: спортивная, юридическая, клиническая отрасль психологии. И самое основное психолог работает с сознательным уровнем: вы сконцентрированы, вам ставят задачу, вы ее решаете и т.д. и т.п.

В психоанализе совершенно другой подход. Основной метод работы – это правило свободных ассоциаций. Анализанту предлагают говорить все, что приходит в голову, не деля на нужное и ненужное, важное и нет и т.д. Привычные рамки университетского дискурса рушатся, в кабинете психоаналитика не проводят коррекцию психологических функций, не рекомендуют, как лучше, не ставят психологических диагнозов, не пишут заключений.

Психоаналитик создает пространство, где человек учится не фокусировать свое внимание на определенном вопросе, не структурировать под него мышление, и вот тогда у анализанта появляется возможность «заглянуть» в свой внутренний мир. Не мир рационализации, где все разложено по полочкам, а мир где есть тревога и страх, не пережитые и болезненные ситуации детства, мир, который не познан, но который формирует реальность.

Немного истории и о методе работы

В конце 19 века, совместно с австрийским врачом И. Брейером З. Фрейд описал катарсический метод. Суть его заключалась в том, что человек, вводимый в гипнотическое состояние, рассказывал о том, что он забыл, например: проговаривал психотравмирующую для него ситуацию и, на удивление врачей, у него проходили симптомы. Но результаты гипноза оказывались не стойкими, симптоматика возвращалась, да и встречались не гипнабельные пациенты. Сам Фрейд в «Кратком очерке психоанализа» 1924г. напишет: «Катарсический метод является непосредственным предшественником психоанализа и вопреки всему накопленному опыту и всем модификациям теории по-прежнему составляет его ядро». Целебное действие катарсического метода объясняется теорией «отреагирования» [1].

Потихоньку, в ходе своей практики З.Фрейд приходит к методу свободных ассоциаций (первые шаги были сделаны в 1892 г.). Схема та же, что и в катарсическом методе – проговаривать, только без гипноза. Именно поэтому психоаналитик не структурирует мышление анализанта своими вопросами, не фокусирует его внимание, главное, глубоко спрятано и по цепочке ассоциаций, потихоньку, будет «выходить» на поверхность.

В то время, Фрейд  придерживался травматической теории неврозов, т.е. была некая травмирующая ситуация, а  симптомы  - это последствия травмы.

Летом 1897 г. он ощутил необходимость отказаться от теории травмы. При изучении нормальных людей он понял, что их воспоминания мало чем отличались от воспоминаний невротиков. Таким образом, от причины и следствия (каузальности), З. Фрейд переходит в область изучения «психической реальности»:  неважно было событие или нет, важно, что для человека оно было и оставило в его душе неизгладимый след.

Это был переход из мира фактов в область фантазмов, восприятия реальности, мифологического знания. Следует учитывать, что каждый такой мир неповторим, именно поэтому «психическую реальность» невозможно описать шаблонно (т.е. создать определенные классификации и описать их в учебниках), невозможно разделить на слои, как пирог и изучать по отдельности каждый слой (как это делается в системном описании структуры психики Ганзена В.А.). В ходе прохождения своего анализа человек вспоминает не точные события, так как это в принципе не возможно,  а говорит о своих воспоминаниях о прошлом. А они могут меняться в зависимости от жизненной ситуации, настроения.

Кроме этого, психоанализ - это поле для работы с желаниями человека. Для чего вы желаете себе что-то: машину, красивую грудь, отдых на Мальдивах. Что стоит за этими желаниями, почему они именно такие. Например, человек движим по жизни желанием  угодить, он старается понравиться и сделать хорошо каждому и тянет эту лямку, а за этим желанием стоит потребность в любви мамы, которая, когда-то была слишком ориентированная на себя, на другого, только не на ребенка. Тогда это был ребенок, сейчас -  это взрослый человек, а не реализованная потребность в любви, формирует его взаимодействие с внешним миром в виде желания всем угодить и нравится. Наши желания - это всего лишь ширма нашим потребностям, за одним желанием будет другое, желания невозможно удовлетворить, т.к. за ними скрыт гораздо более глубокий смысл.

Еще один интересный нюанс. В ходе прохождения анализа, начинает разворачиваться  так называемый невроз переноса, человек будет «вписывать» аналитика в свою картину мира проживать вместе с ним что-то в кабинете и это один из самых важных этапов работы.

З. Фрейд, подметил (1905г), что в ходе прохождения психоанализа, анализант не все будет проговаривать, а что-то обязательно отыграет. Как, если бы, психоаналитик, был тем объектом из прошлого, с которым разворачивалась аффективно окрашенная ситуация. Так создатель психоанализа, наблюдая за людьми из обычной жизни, собирая материал своей клинической практики, открыл «принцип навязчивого повторения». Ни для кого не секрет, что в жизни бывают повторяющиеся ситуации: неудачный  выбор спутника жизни, одни те же повторяющиеся травмы, отыгрываемые потребности в виде желаний (нравится, угодить, быть хорошим).

И он увидел, что в разворачивающемся неврозе переноса, «принцип навязчивого повторения» предстанет «во всей красе». У человека появляются давно ушедшие чувства к кому-то (теперь они будут адресованы аналитику), и он будет отыгрывать, то, что мог бы сказать.

Проигрываются ли такие сценарии в обычной жизни? Безусловно, но выйти из круга повторений позволит только психоанализ. В этом основная работа аналитика, понять, что происходит, и вывести человека за пределы этого круга повторений. Именно поэтому самоанализ и проговаривание всего того, что приходит в голову, дома, лежа на диване, не дает  результатов, для прохождения своего психоанализа – нужен другой.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

  1. Психология и психоанализ -  совершенно разные области знаний. Психоанализ не вписывается в классическую научную парадигму.
  2. Психоаналитик работает с «психической реальностью» человека, а не с собственным набором принципов и взглядов на жизнь.
  3. В психоанализе применяют уникальный метод работы – свободные ассоциации. Этот метод не имеет ничего общего с директивными указаниями, тестами, советами, таблетками и диагнозами.
  4. Для формирования своей профессиональной идентичности, кандидату в психоаналитики нужно пройти свой психоанализ.

Самое важное, психоанализ – это не философия, не отрасль психологии,  а дискурс. Дискурс – это определенная форма социальных взаимоотношений. Таких форм или дискурсов психоаналитик Ж. Лакан выделяет четыре: университетский, дискурс господина, дискурс истерика и аналитический дискурс. Психоаналитический дискурс - это диалог, где психоаналитик не занимает позицию знающего (как лучше, правильней, адаптивней), а предоставляет возможность развернуть в кабинете свой внутренний мир. Открыть в себе ранее не познанное, не сознательное, понять,  что за желания структурируют  реальность и почему они именно такие, отреагировать травмы, пересказать свою историю, убирая пробелы памяти. И это дает возможность формирования новой идентичности человека. Взрослого человека, а не обиженного, не понятого, возможно не любимого ребенка, чья жизнь закручена в определенном мифе, с определенным сценарием, который будет повторяться, и повторяться, без возможности выхода.

Во всех других системах координат психологического знания дискурс будет или университетский (я передаю знания), или господский (я лучше знаю).b_300_0_16777215_00_images_derevo.jpg

Так же следует учитывать, что психоанализ – это открытая система, продолжающая развиваться, сейчас существует много направлений, которые вышли из психоанализа, отпочковались от него и создали свою систему знаний. Для наглядности приведу иллюстрацию из книги П.Куттера «Современный психоанализ» [2], где в виде дерева показано, сколь много «веточек» психоаналитического знания уже есть. Но база, корни у этих веточек одни – психоанализ. На этих «веточках» можно увидеть такие фамилии: М. Кляйн,  О. Кернберг, Р. Шпитц, Дж. Боулби и т.д. И это только малая часть направлений, которые сейчас активно развиваются.

Надеюсь, в этой статье, я смогла описать наиболее значимые различия в работе психолога и психоаналитика, не сильно углубляясь в психоаналитическую теорию.

Литература:

  1. Фрейд З. (1893) О психическом механизме истерических феноменов // Фрейд З. Истерия и страх. – М.: СТД, 2006
  2. П. Куттер Современный психоанализ. Перевод с немецкого С.С. Панкова под общей редакцией В.В. Зеленского. – СПб.: «Б.С.К.», 1997

Автор статьи: Горбушина Ольга.